Как сделать Черное небо при дневной съемке на черно-белой фотографии
При создании черно-белого снимка надо понимать, что у нас больше нет цветов, используемых для лучшего выделения деталей. Перед нами возникает сложная задача, недооцененная большинством фотолюбителей, без цветов, а с помощью тонкой тональной передачи расставить свои приоритеты, руководствуясь творческим замыслом.
Поговорим о цветных фильтрах, которые используют для придания особой выразительности в черно-белой фотографии. Не знать о воздействии цветного фильтра на итоговое черно-белое изображение — значит не иметь полного контроля над результатом.
Поговорим о цветных фильтрах, которые используют для придания особой выразительности в черно-белой фотографии. Не знать о воздействии цветного фильтра на итоговое черно-белое изображение — значит не иметь полного контроля над результатом.
Во-первых, чёрно-белые материалы с момента своего рождения были весьма неравнодушны с голубой части спектра. Говоря другими словами, они любили её от всей души, в упор не замечая остальных цветов. В силу избирательной чувствительности галогенидов серебра, голубые тона на чёрно-белом пейзаже получались очень светлыми, практически белыми. Это приводило к появлению неинтересного белого неба, на котором не были заметны даже облака. При этом желтые, оранжевые и красные тона, наоборот, выходили почти чёрными. Поэтому старые фотографии имеют такой своеобразный контраст.
Для того, чтобы нарушить такое положение дел, были созданы сенсибилизированные чёрно-белые фотоматериалы. Вначале появились ортохроматические плёнки, обладающие дополнительной чувствительностью к зелёной и жёлтой частям спектра. Но этого оказалось недостаточно, и были разработаны панхроматические фотоплёнки, с пониженной чувствительностью к голубым лучам. Наконец, появились изопанхроматические фотоплёнки, одинаково хорошо передающие все цвета. Вот именно на такие чёрно-белые плёнки мы сегодня в основном и снимаем (за исключением специальных фотоплёнок).
С одной стороны, эти достижения прогресса очень похвальны и должны радовать репортажного фотографа или портретиста. Что касается пейзажистов, то есть нас с вами, то из-за одинаковой тональной передачи различных цветов современными изопанхроматическими фотоплёнками, мы постоянно сталкиваемся с серьёзными проблемами. Например, красные и зелёные листья на осеннем клёне, на чёрно-белой фотографии получатся одинаково серыми.
Другим примером являются малиновые цветы на фоне зелёной травы: они попросту сольются в одну серую массу и будут неразличимы. При этом вся эта серая масса по тону будет практически неотличима от неба. Таким образом, весь наш пейзаж будет неконтрастным, именно с точки зрения передачи тональностей сцены. Единственным изобразительным средством на нашей фотографии останется светотеневой контраст. В ряде пейзажей это прекрасно работает, например, в дождь, туман, либо в графичных городских зарисовках, но такое положение дел часто противоречит идее природной фотографии.
Другим примером являются малиновые цветы на фоне зелёной травы: они попросту сольются в одну серую массу и будут неразличимы. При этом вся эта серая масса по тону будет практически неотличима от неба. Таким образом, весь наш пейзаж будет неконтрастным, именно с точки зрения передачи тональностей сцены. Единственным изобразительным средством на нашей фотографии останется светотеневой контраст. В ряде пейзажей это прекрасно работает, например, в дождь, туман, либо в графичных городских зарисовках, но такое положение дел часто противоречит идее природной фотографии.
Чтобы избавиться от этих неприятностей и добавить тонального контраста нашим чёрно-белым фотоснимкам, как раз и применяются цветные светофильтры. Правда, нам для начала придётся развеять некоторые заблуждения (по крайней мере - упрощения), встречающиеся в литературе для начинающих. Принято считать, что жёлтый светофильтр блокирует ультрафиолетовые и сине-фиолетовые лучи; оранжевый обрезает фиолетовую, синюю, голубую и зелёную часть спектра; а красный фильтр отсекает фиолетовые, синие, зелёные и жёлтые лучи. Говоря другими словами, упрощённо считается, что каждый фильтр отсекает все лучи, имеющие длину волны, короче длины волны своего родного цвета. Это не совсем так.
На самом деле, любой цветной фильтр этой группы блокирует только так называемый «дополняющий» цвет. На цветовом круге, приведённом ниже, хорошо знакомом художникам и любознательным цифровым фотографам, как раз и показано отношение между любым цветом и цветом, его дополняющим – они находятся друг напротив друга. Например, для зелёного цвета дополняющим служит малиновый, для малинового – зелёный, для синего – жёлтый, а для красного – голубой. При этом, цвет, совпадающий с цветом фильтра, будет выглядеть на снимке светлее, а дополняющий – темнее обычного.
На самом деле, любой цветной фильтр этой группы блокирует только так называемый «дополняющий» цвет. На цветовом круге, приведённом ниже, хорошо знакомом художникам и любознательным цифровым фотографам, как раз и показано отношение между любым цветом и цветом, его дополняющим – они находятся друг напротив друга. Например, для зелёного цвета дополняющим служит малиновый, для малинового – зелёный, для синего – жёлтый, а для красного – голубой. При этом, цвет, совпадающий с цветом фильтра, будет выглядеть на снимке светлее, а дополняющий – темнее обычного.
Теперь вернёмся обратно к нашему несчастному зелёному газону с малиновыми цветами. Применив тёмно-красный (малиновый) фильтр, мы получим белые цветы на чёрном фоне, а использовав зелёный фильтр, получим наоборот, чёрные цветы на белом фоне. Так цветные фильтры помогают повысить контраст в чёрно-белой фотографии.
Снова посмотрим на цветовой круг. Поскольку жёлто-зелёный фильтр способен задержать только фиолетовый цвет, то в чёрно-белой фотографии он применяется для блокирования ультрафиолета.
Красный цвет общается только с голубым собратом, поэтому именно красный фильтр делает голубое небо чёрным. Поскольку облака при этом не меняют своей яркости, то контраст между небом и облаками повышается только за счёт чёрного цвета неба.
Оранжевый фильтр поможет притемнить синие цвета. Зелёный и особенно голубой фильтр сделает красное темнее, именно поэтому их часто используют для чёрно-белой портретной съёмки. В пейзаже голубой фильтр можно использовать для акцентирования тумана и дымки, поскольку, как мы помним, собственный цвет фильтра будет выглядеть светлее обычного.
А вот когда мы хотим, от дымки, наоборот, избавиться, мы применяем оранжевый светофильтр. Напомню, что всё сказанное относится к чёрно-белой фотографии.
Снова посмотрим на цветовой круг. Поскольку жёлто-зелёный фильтр способен задержать только фиолетовый цвет, то в чёрно-белой фотографии он применяется для блокирования ультрафиолета.
Красный цвет общается только с голубым собратом, поэтому именно красный фильтр делает голубое небо чёрным. Поскольку облака при этом не меняют своей яркости, то контраст между небом и облаками повышается только за счёт чёрного цвета неба.
Оранжевый фильтр поможет притемнить синие цвета. Зелёный и особенно голубой фильтр сделает красное темнее, именно поэтому их часто используют для чёрно-белой портретной съёмки. В пейзаже голубой фильтр можно использовать для акцентирования тумана и дымки, поскольку, как мы помним, собственный цвет фильтра будет выглядеть светлее обычного.
А вот когда мы хотим, от дымки, наоборот, избавиться, мы применяем оранжевый светофильтр. Напомню, что всё сказанное относится к чёрно-белой фотографии.
Спасибо за статью Лиге фотографов на pikabu: https://pikabu.ru/story/tsvetnyie_filtryi_v_chernobeloy_fotografii_4583140
Исходный материал: http://photo-element.ru/book/filters/bw/bw.html
Исходный материал: http://photo-element.ru/book/filters/bw/bw.html